История

КОНР: учрежденный дважды

КОНР: учрежденный дважды
Берлин, зал «Europa-Haus», 18.11.1944 г. Фото: «Воля народа», № 3-4, 1944 г.

Материал публикуется в рамках серии «Непривычная война».

Спустя четыре дня после оглашения 14 ноября 1944 года в Праге Манифеста Комитета освобождения народов России в Берлине состоялось еще одно, «дублирующее» учредительное собрание Комитета, собравшее свыше 1400 участников. Прошло оно в отеле «Европа-Хаус» 18 ноября, и о нем до сих пор было мало что известно широкой читающей военно-историческую литературу публике. Доходило даже до того, что некоторые сайты публиковали «берлинские фото», выдавая их за «пражские» (как, например, случалось с фото, приведенным выше).

Наша задача раскопать какие-либо документы, хотя бы частично протоколирующие это собрание, была бы почти невыполнимой, если бы не истечение 70-летнего срока «копирайта» на газеты 1944 года, которые поэтому начинают понемногу оцифровываться европейскими библиотеками.

Отель «Европа-Хаус». Архивное фото 1936 года с сайта bild.de

Как известно, первое собрание КОНР было проведено именно в Праге неслучайно: это было демонстрацией политической позиции Андрея Андреевича Власова и его сторонников, направленной на освобождение от большевизма, прежде всего, славянских народов и, прежде всего, руками этих же народов. Именно этот день, 14 ноября, мы и отмечаем как день рождения КОНР. Во время этого короткого Пражского собрания, открытого старейшим — по возрасту — членом КОНР медиком, профессором Сергеем Михайловичем Рудневым (ранее известным, например, своим принципиальным отказом лечить В. Ленина), прозвучала вначале вступительная речь А.А. Власова, а затем был обнародован сам Манифест КОНР. После чего был избран состав Президиума организации и названы кандидаты на будущее членство в нем (судя по всему, выборы и заняли большую часть времени Пражского собрания). Затем выступили некоторые участники заседания, вслед за чем состоялся «шикарный», по воспоминаниям очевидцев, торжественный обед, а вечером — прием для членов КОНР и немецких гостей в Чешском Пен-Клубе.

На Пражском собрании, как следует из сообщения первого номера газеты КОНР «Воля народа», с потрясающей для конца 1944-го (с его постоянными бомбежками и перебоями с энергоснабжением) оперативностью вышедшей уже на следующее утро, 15 ноября, выступил генерал-лейтенант РОА Георгий Николаевич Жиленков. Он отметил, в частности, позитивный исторический пример антибольшевистского восстания кронштадтских (некогда тоже красных) моряков в 1921 году, а также то обстоятельство, что, по его мнению, только в 1944-м году, а не в 1942-м или 1943-м, появилась реальная возможность поднять на антибольшевистскую борьбу все народы России, создав КОНР как их единый кулак. (Отметим, что в том же номере была опубликована статья Дмитрия Рудина о жизненном пути А.А. Власова, выдержанная в откровенно восторженных тонах, но, кажется, не исказившая при этом ни одного известного нам ныне факта).

Второй номер «Воли народа», появившийся в продаже рано утром в субботу 18 ноября, опубликовал также пражскую речь замминистра иностранных дел Германии, обергуппенфюрера СС Вернера Лоренца. Договоренность о его выступлении, судя по всему, была достигнута на встрече Власова и шефа Лоренца, фон Риббентропа, состоявшейся 11 ноября в Берлине, и Лоренц оказался самым крупным по чину берлинским, а не пражским чиновником, принявшим участие в Пражском собрании (впрочем, на нем присутствовал также командующий добровольческими национальными соединениями вермахта генерал Густав Кёстнер-Кирдорф). Любопытно, что в приветственной речи Лоренца промелькнуло осторожное признание того факта, что многим надеждам, которые питали народы СССР после «вступления» германских войск на советскую территорию, так и не суждено было сбыться, и что они могут осуществиться только теперь, с созданием КОНР. Лоренц гарантировал поддержку КОНР германским правительством. Интересно, что это была единственная речь на Пражском собрании, где прозвучал дежурный для чиновника Рейха антисемитский выпад — все остальные выступавшие тщательно таких выпадов избегали.

В том же номере была опубликована речь германского госминистра Протектората Богемии и Моравии (так называлась тогда оккупированная немцами Чехия) Карла Германа Франка, которая оказалась предельно краткой. Основная мысль оратора свелась к выражению радости за то, что именно вверенная ему Прага, как очаг древней европейской культуры, стала местом учреждения КОНР. При этом то, что Прага — славянская столица, не было никак упомянуто Франком, который, таким образом, то ли нечаянно, то ли умышленно не вспомнил об истинной цели первого обнародования Манифеста именно в Праге. (Интересно, что и Власов не остался в долгу, также «кое о чем забыв». В своей краткой заключительной пражской речи он позволил себе, поблагодарив Франка за чрезвычайное гостеприимство, назвать его «вашим», то есть чешским, президентом, но при этом тихо добавить: «Забыл, черт возьми, как его зовут».)

Проведение же Берлинского собрания четырьмя днями позже было не только формальной данью уважения к тогдашним германским союзникам, в столице которых и прошло это заседание, но и объяснялось тем, что русская эмигрантская и беженская диаспора, являвшаяся одним из главных адресатов послания власовского движения Европе и миру, была в Берлине более многочисленной, чем в Праге (да и зал «Европа-Хаус» был куда более вместительным, чем пражская Рудольфова Галерея, что хорошо видно по публикуемым нами ниже фото из газеты «Воля народа», № 3-4). Кроме того, в Берлине и его окрестностях было сосредоточено куда больше остарбайтеров и бывших военнопленных, чем в Праге, куда в условиях бомбардировок было бы трудно доставить почти полторы тысячи человек, многим из которых еще и требовались немецкие комендантские разрешения на поездку в Протекторат.

На Берлинском учредительном собрании КОНР (открытию которого предшествовал молебен, прошедший прямо в зале собраний), открытом кратким вступительным словом Г.Н. Жиленкова, А.А. Власов, как и в Праге, зачитал текст Манифеста новообразованной военно-политической организации, однако его вступительная речь была более пространной, нежели его же пражское выступление четырьмя днями ранее, предварявшее оглашение манифеста КОНР. Ниже мы, впервые в электронном текстовом формате, приведем его полностью, пока же отметим, что после речи Власова события в зале развивались куда интереснее, чем это было во время более «формального» собрания в Пражском Граде (оно длилось, вместе с голосованиями, всего 1 час 50 минут), состоявшегося 14 ноября.

Г.Н. Жиленков открывает Берлинское собрание КОНР

Так, согласно сдвоенному, 3\4 номеру «Воли народа» от 22 ноября 1944 года, на Берлинском собрании смогли выступить, помимо «вип-персон», и многие рядовые члены КОНР. К примеру, в редакционной статье того номера отмечалось, что «фронтовики-командиры, представители наших рабочих в Германии, представители интеллигенции, русские, украинцы, армяне, подымались один за другим на трибуну, освещали с разных сторон один и тот же вопрос, а именно, вопрос о кровной заинтересованности всех народов России в осуществлении положений, высказанных в Манифесте».

Президиум Берлинского собрания. Сидят, слева направо: Ф.И. Трухин, Г.Н. Жиленков, А.А. Власов. В газету попало именно такое, «обрезанное» справа фото

Судя по всему, в газете были приведены далеко не все речи собравшихся — на их публикацию не хватило бы и этого, сдвоенного номера (где надо было публиковать и другие важные новости), поскольку известно, что собрание в части выступлений ораторов было далеко не столь кратким, как Пражское. Однако было опубликовано, к примеру, выступление капитана РОА (Михаила?) Боброва-Голубовского, бывшего крестьянина и красноармейца, которого обрадовала та часть провозглашенного Манифеста, где шла речь о ликвидации колхозного рабства. Обнародовано также выступление унтер-офицера РОА Г. Саакяна, поставившего свою подпись под Манифестом и призвавшего, в том числе, к борьбе «за свободную и независимую Армению», но и подчеркнувшего при этом, что «у всех народов России одна задача — уничтожить большевизм».

Подоручик РОА и сотрудник отдела пропаганды КОНР Борис Федорович Дмитриев (в газете назван «поручиком») в своем выступлении сделал акцент на совместной, в рамках КОНР, борьбе с большевизмом, осуществляемом Русской освободительной армией «вместе с казачьими, украинскими, белорусскими, кавказскими, туркменскими и другими национальными воинскими соединениями». Он также отметил важность антибольшевистской борьбы для всех социальных групп, населяющих Россию, заявив, между прочим, и следующее: «Мы спокойны. Грязная клевета не пристанет к нашему чистому и честному делу. Мы не наемники Германии и ими быть не собираемся. Мы — союзники Германии, идущие на борьбу за выполнение собственных национальных задач». Именно эти его слова зафиксировали сексоты германской СД и «доложили о них куда следует».

Украинец, писатель Юрий Александрович Музыченко (Письменный), кандидат в члены Президиума КОНР и также один из подписавших его Манифест, прямо заявил в своей речи о том, что большевизм можно уничтожить только изнутри, поэтому борьба с ним должна вестись КОНР «по ту сторону фронта», к чему он и призвал представителей всех населяющих СССР национальностей.

Рабочий, харьковчанин Михаил Фоменко напомнил о том, что большевизм не в состоянии переродиться во что-то годное, и поэтому борьба с ним не менее актуальна, чем она была до войны. По всей видимости, под перерождением большевизма оратор подразумевал частичный тактический отказ Сталина от инернационалистской, сугубо коммунистической риторики «мировой революции» в ходе текущей войны.

Протоиерей Александр Николаевич Киселев противопоставил «правду божественную» узкой «классовой правде», в связи с чем его особенно обрадовали те строки манифеста КОНР, где говорилось об отказе от будущих «мести и преследований». Признав всякую войну злом, священник высказал и крайне парадоксальную мысль о том, что шедшая в те дни война была «меньшим» и даже «благим злом». Отметим, что газета также опубликовала в этом номере расшифровку записи прямого радиоэфира — полный текст проповеди главы РПЦЗ, митрополита Кишиневского и Хотинского Анастасия на состоявшемся днем позже, 19 ноября, большом торжественном молебне в честь учреждения КОНР, прошедшем в православном Берлинском Кафедральном соборе — владыка Анастасий его отслужил совместно с Митрополитом Берлинским и Германским Серафимом.

Единственная выступившая на собрании женщина (но отнюдь не единственная в КОНР) названа в газете только по фамилии — Емельянова. По всей видимости, она была одним из остарбайтеров. Ее выступление было самым кратким: она сравнила своих соотечественниц, оказавшихся по эту сторону фронта, с женами декабристов. По непонятным причинам не был опубликован (наверняка столь же или почти столь же краткий, как того и требовал регламент собрания) текст речи представителя народов Кавказа профессора А.С. Цагола. Это единственный из упомянутых в официальном сообщении (стр. 6 № 3\4) Информационного бюро КОНР выступивший на Берлинском собрании член Комитета, почему-то не удостоившийся хотя бы косвенного цитирования.

Отметим также, что сидевший в президиуме Берлинского собрания генерал-майор Федор Иванович Трухин от выступления, судя по всему, воздержался, но несколькими часами ранее опубликовал в первом номере «Воли народа» свою программную статью о новообразованном Комитете.

Ну а теперь — обещанное выше. Слово — Андрею Андреевичу Власову.

Берлин, 18 ноября 1944 г. Выступает А.А. Власов

Освободительное движение — воля народов России (1)

Речь Председателя Комитета Освобождения Народов России А.А. Власова
на торжественном собрании представителей Народов России 18 ноября 1944 г.

14 ноября 1944 года войдет в историю Освободительной борьбы народов России как величайшая дата. В этот день борьба народов России за свою свободу и свои права вступила в полный и решающий этап. Создан идейный, политический и организационный центр этой борьбы — Комитет Освобождения Народов России. Воля борющихся народов России получила свое выражение в Манифесте, провозглашенном перед лицом народов всего мира. Значение этих фактов поистине велико.

Народы России прошли великий путь борьбы за социальную справедливость. К концу первой мировой войны, чуждой интересам народов и направленной против Германии, эта борьба охватила величайшие просторы России и приняла всеобщий характер. Утомленные войной фронт и тыл нашли в себе силы для решительной борьбы за мир и свободу. В февральской революции 1917 года народам России удалось свергнуть власть, которая не хотела и не могла удовлетворить их справедливых требований. Казалось, что народ твердо стал на путь к устройству социального строя, на путь к лучшей жизни. Но эти восставшие и завоевавшие свободу народы России были преданы вождями, которые не сумели понять стремлений народа и не сумели пожертвовать всем во имя народа.

На самом своем критическом этапе революция 1917 года была узурпирована кликой демагогов и обманщиков, которые пообещали народу сохранить завоеванные им права, дать ему свободу, мир и хлеб. Этой кучкой демагогов и обманщиков была партия большевиков. Кто знает историю революции 1917 года, тот знает, какими хитростями, какой ложью, каким беззастенчивым обманом пользовались большевики для того, чтобы завоевать доверие исстрадавшегося народа и взять власть в свои руки. Не случайно Сталин, в конце концов, старался уничтожить и живых людей, и фактические документы, которые были свидетелями темных путей прихода большевизма к власти.

Каким образом партии большевиков удалось установить господство своей системы и сохранить его в течение более чем четверти столетия? Лишь путем разобщения сил народов России и постоянного уничтожения всех его ведущих слоев.

Сейчас уже не трудно различить в истории большевизма три периода террористической борьбы за свое господство:

Во-первых, вначале большевизм попытался обезглавить русский народ, уничтожая его национальную верхушку и мыслящую часть — интеллигенцию. Это уничтожение, начавшееся с первых дней революции, продолжалось всё время. Достаточно указать на некоторые примеры: пресловутые судебные процессы над технической интеллигенцией (процесс Спилки Вызволення Украины) и другие. Таким образом, путем террора большевизм пытался лишить народ его мозга, а интеллигенцию — права влияния на жизнь народа, права на создание национальных ценностей и влияния на формирование самостоятельного духовного облика народа.

Во-вторых, разгромив интеллигенцию, большевизм сразу же, с 1929 года, перешел в наступление на крестьянство. С 1929 по 1933 гг. происходило уничтожение всего способного к самостоятельности и сохраняющего силу нации крестьянства. Таким образом, большевизм, сковав оставшееся крестьянство колхозной организацией, пытался лишить его сопротивления и влияния на жизнь народа.

В-третьих, лишив крестьянство, как основную часть народа, активной силы, большевизм перешел в наступление на рабочих, то есть, на ту часть народа, которую он когда-то первой увлек лживыми лозунгами за собой. Уже в 1934 году Сталин снял лозунг диктатуры пролетариата, а в 1936 году новой конституцией лишил рабочих записанных хотя бы на бумаге, в партийной программе, преимущественнейших политических прав. За этим последовали: усовершенствованная система государственной эксплоатации (так называемая стахановщина), насильственное закрепление рабочих за государственными предприятиями, неслыханные по жестокости законы на производстве.

Проповедуя волчьи законы классовой ненависти, искусственно разбив народы на группы и натравив их одну на другую, большевизм ослаблял силы народов России. Понятно поэтому, что попытки народов в дальнейшем свергнуть большевизм не увенчались успехом. Для успеха этой борьбы не было главного — единства всех сил. Без этого единства все народные выступления против большевизма заканчивались безуспешно и только приводили к кровавому избиению тех, кто пробовал поднять знамя борьбы за народное дело.

Большевизм по природе своей является террористической системой. Дело не только в персональных качествах Сталина или Ленина. Дело в том, что большевизм, как антинародная система, всегда вынужден вести непрекращающуюся борьбу за власть и постоянно истреблять всё жизненное, мыслящее и национальное. Ярким примером этому является массовый террор 1937–39 гг.

Большевизм превратил нашу страну в огромную тюрьму, отгороженную высокой стеной от всего мира. Нужны были удары извне для того, чтобы разрушить стены этой тюрьмы, дать возможность угнетенным борцам вырваться на свободу и получить возможность организовать борьбу против своих угнетателей. Такой внешней силой была война. Война помогла десяткам миллионов людей уйти из-под гнета сталинской тирании и возобновить с новой силой борьбу народов России за свои права.

Не первый раз в истории народов России случается так, что им приходится организовывать свои силы для решительного выступления не только внутри страны, но за пределами своей родины. Нет ничего странного и в том, что Комитет Освобождения Народов России свое первое заседание проводил на чужой территории. Он провел свое первое учредительное заседание в городе Праге — в городе, давно связанном с историей освободительной войны народов России.

Но наше революционное выступление народов России отличается от предыдущих, во-первых, тем, что за пределами родины теперь находится не малочисленная группа борцов, а многие миллионы сыновей и дочерей родины и, во-вторых, тем, что возникло оно на нашей родной земле, а здесь получило лишь свое оформление.

Создание Комитета Освобождения Народов России — это не начало борьбы против большевизма. Это лишь новый, высший этап этой борьбы. Этап, который непосредственно приведет народы России к победе и к завоеванию прав. Этот высший этап характеризуется подлинным всенародным единством. Под знаменами Освободительного Движения Народов России выступают все национальности, угнетенные большевизмом, все слои народов России, проникнутые одной идеей: добиться блага всего народа и блага каждого соотечественника, добиться подлинного национального возрождения каждого народа.

Создание Комитета Освобождения Народов России произошло в сложных условиях.

До предела достигло напряжение на всех фронтах происходящей грандиозной войны. Но тот, кто оценивает сегодняшнее состояние войны лишь по линии фронтов, начерченных на карте, и лишь из этого делает свои предвидения, совершает величайшую ошибку или нарочито не хочет видеть настоящего соотношения сил. Да, войска англо-американцев заняли значительную часть Италии, Франции, Бельгии и Голландии. Войска большевиков заняли Румынию, Болгарию, Финляндию (2), Сербию, часть Венгрии и подошли к границам Германии. Плутократы и большевики собрали всё, что могли собрать и бросить в атаку на Германию — оплот национальных сил молодой Европы. Они окружили ее как бы сплошным кольцом.

Но мы не принадлежим к категории слабовольных людей. Мы знаем, что кольцо фронтов не крепко и что разорвать его не так уж и трудно. Оно не крепко потому, что состоит из противоречивых и враждебных друг другу элементов. Оно не крепко потому, что не спаяно единством цели. В этом отношении знаменательно признание самого Сталина. В своей недавней речи, посвященной 27-й годовщине Октябрьской революции, Сталин не мог, по сути, сказать ничего, что могло бы утешить исстрадавшиеся в этой войне народы Советского Союза. Он хвастливо перечислил продвижение частей Красной армии на разных участках фронта, но скрыл от народа, какой ценой достигнуты эти продвижения. Зато он вынужден был признать, что имеющиеся военные успехи обусловлены не силой большевизма, а помощью союзников, помощью, за которую народы России заплатили неисчислимыми жертвами и неисчислимыми страданиями. Но самое главное в речи Сталина — это то, что он уже не может скрыть тех грозных симптомов, которые появились в последнее время и которые могут совсем неожиданно решить исход войны.

Народы России уже начинают видеть, какой ложью опутывал их большевизм в начале войны. Они видят, что большевизм ведет войну в целях захвата чужих земель и порабощения других народов.

Красноармейцы, пригнанные в Румынию, Болгарию, Сербию и Финляндию, видят, что их приход вызывает гневное недовольство народов этих стран.

Народы стран, занятых большевистскими войсками, видят, что к ним пришли не друзья, а оруженосцы большевистского террора, и уже подымаются на защиту своей свободы против большевизма.

Все настроены против войны. Поэтому Сталин вынужден обещать скорое окончание войны. Впрочем, эти обещания он дает не в первый раз. Возьмите все его речи за последние четыре года. В каждую годовщину Сталин торжественно клялся, что той же зимой закончит войну, но эти обещания оставались пустой, лживой фразой.

Пустой, лживой фразой эти обещания остаются и сейчас. Можно утверждать, что Сталин сознательно идет на обман. Он совсем не собирается, да и не может дать народам России долгожданного мира. Ложь его вскрывается тем, что в одном месте своей речи Сталин сам проговаривается о возможности новой, третьей мировой войны.

Почему Сталин невольно проговаривается о возможности третьей мировой войны? Он знает, что против большевизма подымутся все свободолюбивые народы — и с ними Сталину придется вести жестокую борьбу. Вот, собственно говоря, в чем сокровенный смысл разговоров Сталина о третьей мировой войне.

Освободительное Движение Народов России призвано не только вернуть народам России отнятые у них большевиками права, не только создать народам России новый честный порядок, при котором не будет угнетения и произвола, не только обеспечить для народов России прочный мир и общее благополучие, — оно призвано быть также примером и для всех остальных народов мира, ввергнутых в пучину бедствий.

В Освободительном Движении Народов России народы всего мира видят, что большевизм, как политическая система, потерпел крах и вызвал всеобщую ненависть.

В Освободительном Движении Народов России народы всего мира видят несокрушимую волю наций к защите своего прошлого, настоящего и будущего, к сохранению своей свободы и независимости.

В Освободительном Движении Народов России народы всего мира видят призыв к борьбе против войны, затеянной Сталиным и поддерживающими его временными союзниками.

Таково историческое значение нашего выступления на арену борьбы против большевизма.

Мы выступаем заодно с германским народом, в честном и открытом союзе. Наш союз обусловлен общностью интересов, общими стремлениями к миру и дружному сожительству. Только в Германии мы видим сейчас единственную силу, которая непреклонно держит знамя борьбы против большевизма. Поэтому мы будем идти рядом с ней до полной победы.

Ничто не поколеблет нашей веры в правоту нашего дела и в победоносное завершение его. Мы победим, потому что с нами все народы России, потому что нас поддержат все прогрессивные силы мира. И в полном сознании своей ответственности, мы взяли на себя руководство всей борьбой народов России за их лучшее будущее, за их свободу и счастье.

Каковы условия победы Освободительного Движения Народов России над большевизмом?

Прежде всего — единение антибольшевистских сил. Опыт всей предыдущей многолетней борьбы против большевизма показал, что разрозненные усилия народов России, стремления каждого из них действовать отдельно приводят не к успеху, а к ненужным жертвам. Народы России прекрасно сознают, что судьба каждого из них зависит от общих усилий. Разве им есть из-за чего ссориться сейчас, когда большевизм отнял у них всё: и национальную свободу, и национальную честь, и национальную культуру? Только общими усилиями, свято сохраняя принципы Манифеста Комитета Освобождения Народов России, они могут свергнуть большевистский строй и лишь после этого в мирном сожительстве разрешить все вопросы своего национального бытия.

Во-вторых — и дальше укреплять вооруженные силы народов России, наши организующие и растущие освободительные войска. У нас есть все возможности для того, чтобы в кратчайший срок сделать их лучшими войсками по своей боевой выучке, по своему оснащению, по своему непреклонному боевому духу. Тогда они смогут малой кровью принести победу над большевизмом и незыблемый мир народам России.

В-третьих — везде, всегда и во всем способствовать делу освобождения народов России от большевизма. Многие миллионы сыновей и дочерей нашей родины находятся по эту сторону фронта. Они прошли тяжелый и трудный путь лишений, связанный с войной. Им пришлось своим упорным и честным трудом разбивать ложное представление о себе как большевиках. К сожалению, это ложное представление было распространено, и большевистская пропаганда всячески старалась использовать его для разжигания ненависти между русским и немецким народами. Честный труд сыновей и дочерей народов России, их ненависть к большевизму рассеяли ошибочное представление. Немецкий народ и немецкое правительство, полные уважения к нашей борьбе и к нашему труду, всемерно поддержали нас. Они показали искреннюю готовность помочь нашему великому делу.

Освободительная борьба против большевизма происходит не только на полях сражений. Успех этой борьбы не в меньшей мере обеспечивается работой в тылу. Тыл Германии — это сейчас тыл антибольшевистского фронта, значит и наш тыл. Помните это, соотечественники! Покажите перед народами всего мира, на какой трудовой героизм вы способны. Обеспечьте своих братьев, борющихся на фронтах за возвращение на освобожденную родину, всем необходимым для борьбы. Умножайте свои трудовые усилия и свою помощь фронту. Комитет приложит все усилия, чтобы облегчить ваше положение на чужбине, связанное с войной. Однако надо помнить, что наши братья и сестры, еще находящиеся под гнетом большевизма, испытывают несравненно большие лишения.

В-четвертых — держать неразрывную связь с нашими народами, находящимися по ту сторону фронта, оказывать им всемерную поддержку в их организации для решительного выступления против большевизма, согласовывать удары по большевизму как извне, с нашей стороны, так и изнутри, в тыл большевизма.

И, в пятых — бороться за чистоту наших идей, за незапятнанность нашего знамени. Мы — воины Великой Армии Освобождения. На нас смотрят народы России, как на свою единственную надежду и гордость. Поэтому выше всего должна быть верность взятым на себя обязательствам, верность воинскому и гражданскому долгу перед своими народами. Трусам и предателям нет места в наших рядах.

С нами симпатии всех прогрессивных народов мира. С нами надежды и чаяния народов России. Наше Освободительное Движение воплощает волю народов России. Эта воля полностью выражена в Манифесте Комитета Освобождения Народов России.

11 900
Алекс Мома

Читайте также

История
Измена родине — вещь относительная

Измена родине — вещь относительная

Нет никакой единой для всех вечной и навсегда данной, неизменной родины. Родина — она для всех нас разная. Она исторична и обусловлена культурно-социально. Одна родина у народа, другая — у номенклатуры. И, бывало, народ не считал за грех предать родину «начальства». Против этой родины восставали, от неё бежали в раскольничьи скиты, в Сибирь, на новые, девственные земли. И даже в другие страны, как, например, казаки-некрасовцы — участники Булавинского восстания, после разгрома ушедшие в Турцию.

Алексей Широпаев
История
«Русские дни» в Париже 1943 года

«Русские дни» в Париже 1943 года

Генерал Власов призывает всех честных русских людей, и этот призыв, верим мы, относится и к нам, ибо несмотря на годы изгнания мы остались русскими и несмотря на тяжкую жизнь большинство из нас остались честными и порядочными людьми. Гордясь и почитая великое прошлое былой России, мы понимаем, однако, что колесо истории повернуть обратно нельзя. Мы не ищем ничего для себя и хотим лишь отдать силы свои, а если нужно — и жизнь нашу для служения России и русскому народу.

Алекс Мома
Общество
Манифест мучеников

Манифест мучеников

Манифест КОНР появился, по сути, в режиме жёсткого противостояния Власова двум тоталитарным системам: сталинской и нацистской. Вот это надо понять. Знаменательно, что антигитлеровское сопротивление, организовавшее покушение на Гитлера 20 июля 1944 года, сочувствовало Власовскому движению, намереваясь в случае своего успеха начать полномасштабное развёртывание Русской Освободительной Армии (РОА).

Алексей Широпаев