Общество

Революция (tm)

Революция (tm)
Трудно быть революционером

В ранние годы развития Интернета профессиональные революционеры сидели на отдельных сайтах и блогах и были не слишком заметны. С появлением популярных социальных сетей их борьба стала доступна более широкому кругу читателей. Сейчас из хроник этой борьбы можно узнать, что социал-революционеры нарисовали новое граффити, провели концерт или собирают деньги очередному воину революции на новый ноутбук.

Что больше всего бросается в глаза — революция окончательно стала одним большим медиа-проектом. Фотографии со всех концов света, снятые на фотоаппараты стоимостью десятки тысяч рублей, видеоролики с применением новых технологий. Художники с активной гражданской позицией рисуют протестные картинки, которые тут же печатаются на футболки и выбрасывается на прилавок интернет-магазинов, прямо в руки жаждущей революции публики. Революционность культивируется как процесс. Борись, сопротивляйся, SWAG.

Все это напоминает свидетелей Иеговы, которые ходят по домам с рассказами о своем Боге — точно так же революционеры упорно несут свою революцию в массы. Свидетели Иеговы вербуют своих адептов, чтобы получать с каждого ежемесячный доход в виде пожертвований. На уютную революцию подают редко. Выбивать деньги на свои акции, пропаганду и прочие очень нужные вещи среди таких же бедных людей (целевая аудитория революции) бессмысленно, поэтому предлагается покупать революционную атрибутику. Символы революции упорно создаются и так же упорно насаждаются в общественном сознании, как необходимый атрибут. Если ты тру революционер, ты должен иметь это. Иметь свой магазинчик, торгующий Революцией (tm) — вот успех настоящего революционера, внесение своей лепты в общее дело борьбы.

Революция, сопротивление, требования социальной справедливости — все это товар, который хорошо продаётся. Здесь есть свои успешные бренды и символы. Маска Гая Фокса тому хороший пример — мало кто из тех, кто её носит, знает историю и причины её появления и вообще, кто такой был Гай Фокс. Для потребителя неважно, где и как собран его iPod, и массовому революционеру неважно, откуда появились символы, поднимаемые им на баррикадах. В этом и есть ключ к успеху. Революция — всё, смысл — ничто.

Сопротивление становится самоцелью, смыслом борьбы. Конечные цели борьбы в принципе не важны. Это очень легко заметить на примере реальных революций. Вы не ошиблись. Как только в стране Третьего мира начинается революция, у хипстеров-революционеров есть две стратегии: долго и упорно доказывать, что революцию устроили именно они (это очень интересно смотрится на фоне того, что протесты и беспорядки обычно возникают на почве социальных проблем — очень удобно, ты всегда в тренде), либо, если целью революции является свержение социального популиста, жёсткое неприятие её и обвинения в адрес революционеров, даже если это добрая половина населения. Враги человечества, реакционеры, наймиты капиталистов. В итоге получается, что ты всегда на правильной стороне. Протестуешь против несправедливости капиталистов, либо поддерживаешь социалистов-диктаторов против капиталистов. При этом не требуется ничего делать, но ты всё равно в революции по самые уши. Ты всегда можешь гордиться маршами сотен тысяч людей на другом конце света, потому что вы якобы делаете одно дело. Возникает эффект сопричастности к тому, к чему реально ты не имеешь никакого отношения.

На этом фоне любопытно наблюдать, как все эти микрогруппы революционеров в социальных сетях ведут активную полемику о стратегии. Ведут войну маленьких сообществ, которая воспринимается как глобальная война за будущее человечества. Перекрасили граффити наших врагов. Ура! Теперь вычисляем врагов и составляем списки. Пишем программы и манифесты... Всё это политическое сектантство копошится в своем закрытом мирке и никак не влияет на большой окружающий мир.

Это про левых. Что касается так называемых «русских националистов», то здесь фетишизация достигла своего апогея, фактически заменив собой какое-либо обоснование политической позиции пропагандой «правых» правильных брендов. Произошло перерождение из уличного хулиганья и маргиналов в парней, ставящих фотки в Инстаграме и постящих Лук, только со своими фетишами, условностями и шаблонами —14/88, бро. Правые выросли из озлобленных школьников в недовольных студентов-хипстеров. Не отрицающих западный образ жизни, одежду, музыку и даже ориентирующихся на них. Это напоминает поколение бунтарей 60-х, которые сегодня и есть те самые обыватели, которых так ненавидят новые бунтари.

Хипстерство и стилизация — новый тренд старого русского национализма, наплодивший множество «интеллектуальных» сообществ, наполненных статьями юных дарований со студенческой скамьи, оформленных красивыми картинками и несущих всё тот же «свет русской мысли», который не принёс никаких подвижек в русской политике за минувшие десятки лет. Интеллектуальный онанизм «русского национализма» в подаче глянцевого журнала Мaxim.

Из этого поколения «европейских» националистов выделяется «Спутник и Погром», собственно и задавший хипстерский тренд — новый стиль плюс интеллектуальная повестка вековой давности. Эта повестка подается как нечто свежее и актуальное. Но проблема в том, что эта свежая и актуальная мысль — всё тот же век используется Кремлем на полную катушку. Наверное, благодаря этому, даже после приобретения определённой известности, «Спутник и Погром» старательно пытается навязать своим читателям хоть какую-нибудь платную услугу. Так как востребованность главного товара — реальной русской революции — равна нулю. Ну очень сложно собирать деньги с тех, кто сам мечтает только об одном — отобрать их у других.

«Спутник и Погром» всё же отличается от его мелких клонов тем, что ставит форму выше содержания, порой скатываясь в банальный толстый троллинг советских «либералов». В итоге, получаем довольно обычный медиа-проект, занимающийся самопиаром, привлекающий в меру сил общественное внимание с помощью скандалов и провоцирования наиболее истеричной части населения политического Рунета. «Спутник и Погром» можно так же отнести к русского национализму, как организацию Femen к защите прав женщин. Что не помешало ему снискать славу у погромщиков из уютных офисов, потому что виртуальная Революция (tm) – это товар, который хорошо продаётся.

В эту гонку перетягивания революций на свою сторону неожиданно решили включиться дугинские евразийцы, которые объявили массовые протесты в Турции первой евразийской революцией, чем, несомненно, подтвердили суть всего интернет - революционизма. Если где-то происходит революция — смело объявляй её своей. Если где-то происходит прорыв ограждения и сожжение строительной техники — объяви, что это сделали националисты, социалисты, евразийцы (нужное подчеркнуть). Если школьники устроили массовую драку из-за того, что их не пустили на дискотеку — объяви это днём русского гнева. Борьба продолжается!

7 065

Читайте также