Общество

Цыганский тупик

Цыганский тупик

Реальность нашего мира такова, что в каждой стране у большей части ее населения есть какой-либо враг. Для израильтян — арабы. Для арабов — евреи. В России враги меняются со временем года и политической ситуацией: евреи, демократы, геи, кавказцы, жители Средней Азии. Во Франции — арабы. В Германии — турки. Врагов могут не любить тихо, а могут шумно. Устраивать драки, погромы и национальные кампании по их ликвидации или изгнанию.

Предположим, количество представителей среднеазиатских республик можно уменьшить за счет введения виз в Россию (но что делать с теми, у кого двойное гражданство и есть российские паспорта?). По отношению к арабам в Европе ввести жесткую иммиграционную политику, а в Израиле применять армию. Все эти решения спорны, но выходами из ситуации их все же назвать можно. Возведение стен вокруг Чечни, Дагестана, Ингушетии и прочих с изгнанием их из России — «дарим вам свободу, лишаем нашего гражданства и вводим для ваших стран визы» — тоже способ. Правда, мало кто готов обсуждать этот вариант всерьез, и многие его отнесут к фантастическим.

В Чехии тоже есть враг большинства. Врага зовут цыган. Вообще, в местных СМИ написать «цыган» это как если американская газета напишет «негр». Мир погружен в политкорректность, цыган называют «ромами». А если какой политик или иной знаменитый человек использует слово «цыгане», то автоматически становится ясно, что он — расист и цыгано-, то есть ромофоб.

Чешские цыгане не хотят ничего такого, что могло бы возмутить государство и политиков. Они не хотят автономии, не молятся посреди улиц, мешая движению транспорта, не стреляют, не насилуют и не избивают (так чтобы стенка на стенку) «белых» чехов.

Цыгане просто живут. Так, как они этого хотят. И этим раздражают людей.

Обижать цыган плохо. Никто из чешских политиков (если говорить о крупных, имеющих влияние партиях) не использует в своей предвыборной кампании антицыганскую риторику. Некорректно. Просто говорят: «Надо решать проблему». Но никто из политиков и не выступает в поддержку цыган, этим он рискует лишиться голосов большинства избирателей. К примеру, за голоса геев борются почти все партии, даже коммунисты (они, кстати, были единственной фракцией в парламенте, которая в свое время единогласно голосовала за разрешение регистрировать «однополое партнерство). Только христианские демократы после заявления папы Римского о том, что «кто я такой, чтобы осуждать геев» помалкивают, но и не выступают против.

А цыгане не нужны никому. На ближайшие выборы в Европарламент одна из партий поставила во главе своего списка женщину-адвоката («белую»), борющуюся за права цыган. Теперь всем интересно, не подписала ли себе этим партия смертный приговор.

В стране нет ни одного депутата или министра-цыгана. Ни одного известного артиста или телеведущего-цыгана. Пара певцов из «второй лиги». Все.

Почему цыган не любят?

Основная причина — они не работают, а сидят на социальных пособиях. Чем выше в стране безработица, тем больше не любят цыган. К примеру, цыганской женщине с тремя детьми, находящейся в разводе (ради пособий многие цыганские семьи официально разведены, но живут вместе) государство даст каждый месяц:

— около 280 евро в качестве пособия на жилье,

— около 320 евро в качестве социального пособия,

— по 45 евро за двух детей

— и 290 евро за ребенка до 3 лет.

Цифры приблизительные, так как я считаю по курсу чешской кроны к евро. Берем калькулятор, получается примерно 1 000 евро. Добавим к этому пособия мужа, который по документам жене не муж.

Цыгане не покупают одежду в бутиках, не питаются в дорогих ресторанах, не ездят на Сейшелы и не ходят в престижные фитнесс-центры. В принципе, этой суммы многим на жизнь хватает.

Очень многие идут с этими деньгами в залы игровых автоматов. Большинство, конечно же, проигрывают. Проиграют — злятся, грабят. То есть, конечно, уличная преступность в цыганских кварталах не такая, как в опасных районах Йоханнесбурга или Нью-Йорка, но она все же есть.

И полиция признает, что цыганские преступления составляют немалый процент от общего количества преступлений. Также известно, что многие банды карманников, орудующие в трамваях — также цыгане. Это же касается и уличной проституции. В 70% случаев до самого секса даже не доходит, цыганки и их сутенер окружают клиента, галдят, хватают за все, что можно схватить, клиент отбивается, убегает, а потом обнаруживает, что бумажник и телефон у него украли.

Зная, что их не любят, цыгане могут позволить себе не вести себя особо деликатно на улицах и в других общественных местах. Какой смысл притворяться хорошим, если тебя считают плохим?

Цыгане живут в «гетто». Не в таких гетто, как показывают в фильмах о временах нацизма. Нет. Никто никого насильно не сгоняет. Просто селятся компактно рядом друг с другом, а «белые» из этих районов уезжают, не желая иметь таких соседей.

С цыганами если кто и борется, то не государство, а городские власти. Скажем, квартиры — городская, а не государственная собственность. Мэр города или района не может распоряжаться государственной недвижимостью, но городской запросто. Еще много лет назад мэр одного из районов города Остравы предложила следующее: она покупает цыганам за деньги городского бюджета билеты в Англию или Канаду. А те в обмен подписывают бумаги, что отказываются от городского жилья. И нескольким десяткам человек билеты успела купить. Потом уполномоченные по правам человека и европейские структуры подняли кампанию против расизма, и покупка билетов остановилась. Но женщина-политик осталась популярна в народе и даже стала сенатором.

В другом городе — Усти-над-Лабем — пытались построить стену, очень похожую на берлинскую. Между «белыми» и цыганскими районами. Не построили. Не позволили политики вышестоящих уровней.

Или пример из несколько иной оперы, но тоже цыганской. Уже несколько лет в стране идет судебный процесс. В одной из больниц врачи делали цыганкам стерилизацию, о которой те даже не догадывались. Адвокаты цыган уверяют, что врачи — расисты и делали все специально. Врачи говорят, что вынуждены были стерилизовать женщин, так как без этой процедуры те могли бы умереть или очень сильно заболеть. Суд идет, и конца ему не видно.

Во времена социализма все цыгане работали. Государство предоставляло рабочие места каждому, вне зависимости от его цвета кожи. Сейчас брать на работу цыган не хочет никто. Возникает замкнутый круг. Многие цыгане и хотели бы работать, не получая пособия, но их на работу не берут.

Несколько месяцев назад антицыганские настроения в Чехии из «тихой» фазы перешли в «громкую». Одновременно в десятке городов страны несколько выходных подряд не только радикалы, но и ранее не замеченные в беспорядках простые люди (это очень важный момент) устраивали антицыганские крестовые походы. Шли в цыганские кварталы и «разбирались». Цыгане прятались, полиция применяла против радикалов водометы, газ и резиновые пули. Но пули не помогли. По статистике, антицыганские настроения в стране растут.

И еще о статистике. Никто не может сказать, сколько именно цыган живет в стране. Во время последней переписи населения люди не были обязаны: а) переписываться б) называть национальность. Последние данные датированы 1999 годом — в Чехии проживало около 300 тысяч цыган. В 1989 в чешской части Чехословакии — 145 тысяч. За десять лет количество цыган удвоилось. Это связано и с повышением рождаемости и с тем, что многие перебрались из Словакии, получив чешское гражданство.

Ситуация с цыганами нервирует ЕС и демократический мир. Брюссельским структурам неприятно, что в Европе есть страна, где цыган «мучают и преследуют». Неприятно это и другим странам. Тем же Англии и Канаде. В свое время цыгане потоком хлынули в эти две страны и стали просить там убежище. Даже если кому-то в убежище и отказали, то ожидание и жизнь на куда более высокие пособия чем в Чехии длились несколько месяцев, а то и лет.

Англичане не выдержали и установили пункт паспортного контроля прямо в пражском аэропорту, до входа в самолет. Чтобы не пускать цыган в Англию. Не пустили тех еще на территории Чехии — нет проблем. А в Англии выгнать уже не могут, таковы законы. Английские пограничники сидели в пражском аэропорту несколько месяцев.

Из-за цыган для граждан Чехии ввели визы канадцы. США в этом плане проще, туда въезд как бы безвизовый, но отправляющийся в Америку должен заполнить форму на сайте Госдепа. И ждать согласия или несогласия его въезда в страну. Впускать цыган американцы не соглашались. И те ехали в Канаду, где социальные программы куда лучше, чем в США.

Официальная Чехия негодовала из-за введения Канадой виз. Но те говорили: «Исправим свое миграционное законодательство, чтобы меньше народа у нас убежище просило, и тогда может отменим визы». Исправляли долго. В результате Чехия просто применила шантаж. Заявила, что наложит вето на торговое соглашение между Канадой и ЕС. И канадцы отступили.

Правозащитные организации, либеральные партии, фонды пытаются помирить «белых» чехов и цыган. Проводят фестивали, концерты, разные встречи. Не помогает. Тупик. Что делать — не знает никто. И главное — нет даже фантастических вариантов выхода из этой ситуации.

Несколько недель в Чехии решили провести конкурс: «Мисс Рома». Голосовать могли все. Через интернет. Больше всего голосов получила 20-летняя Михаэла Даниэлова (см. иллюстрации), сильно обогнав конкуренток. Народ проголосовал, поглумившись. И организаторы конкурса оказались в идиотской ситуации. Аннулировать результаты голосования? Это означает унизить Михаэлу. Вручить ей премию — совсем абсурд. Решили так: Михаэла стала Мисс. Но далее организаторы (уже без народа) выбрали Супермисс, то есть не просто красивую, а очень, очень красивую. Изначально никакая супермисс и не планировалась, но что еще оставалось делать?

20 623

Читайте также

Общество
Тёмная сторона альтруизма

Тёмная сторона альтруизма

Ответом на растущее количество приезжих дикарей становятся толпы дикарей местных, свято убежденных, что идеальный русский — это типичный чеченец. Он глубоко чтит религиозные предрассудки, руководствуется родо-племенной этикой и понятиями («кодекс чести»), все вопросы решает с помощью насилия.

Михаил Пожарский
Злоба дня
Национализм в призме советского мышления

Национализм в призме советского мышления

Мы худо-бедно выучили, что о рыночной экономике и капитализме невозможно рационально говорить в советских понятиях. Теперь тот же урок нам предстоит выучить относительно наций и национализма.

Артем Северский
Общество
С чего начинается Европа  или Ни кровь, ни почва

С чего начинается Европа или Ни кровь, ни почва

Передо мной две фотографии. На первой турецкая молодежь в начале протестов, ныне уже, как известно, жестоко разогнанных правящими в Турции умеренными исламистами. На второй— русские люди среднего и старшего возраста на прошлогоднем молитвенном стоянии у Храма Христа Спасителя.
Если сравнить два этих фотокадра, и задать себе вопрос, на каком из них запечатлены европейцы, то ответ будет однозначным — на первом, стамбульском. Представить этих девушек в хиджабе не легче, чем их сверстниц — шведских или австрийских блондинок.

Дмитрий Урсулов